Забота о потребителях или удар по бизнесу: что принесет эксперимент по маркировке пива!

17 августа 10:33

С 1 апреля в России стартует эксперимент по маркировке пива и пивных напитков. Некоторые производители восприняли эту инициативу в штыки. Какова цель эксперимента, почему производители просят его перенести, и отразится ли маркировка на стоимости хмельного продукта, обозреватель «Корзинки» выяснила у экспертов.

Правительство РФ утвердило проведение эксперимента по маркировке пива с 1 апреля 2021 года по 31 августа 2022 года. Согласно опубликованному постановлению, помимо пива в нем примут участие напитки, изготавливаемые на основе пива, и отдельные виды слабоалкогольных напитков. Обеспечивать проведение эксперимента будут Минпромторг, Минфин, Минцифры, ФНС, ФТС, Росалкогольрегулирование, Роспотребнадзор, Росаккредитация и ФСБ.

Главная цель эксперимента – определить и согласовать с федеральными органами исполнительной власти состав сведений о товаре, позволяющий однозначно идентифицировать товарную единицу пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков. В рамках эксперимента также будет протестирована технология нанесения средств идентификации, будет проведена апробация полноты и достаточности механизмов маркировки пива. В конечном итоге средства идентификации помогут обеспечить противодействие незаконному ввозу, производству и обороту пива, пивных напитков и отдельных видов слабоалкогольных напитков, в том числе контрафактных.

По данным Министерства промышленности и торговли, объем нелегального пивного рынка в России составляет 5 – 12% в зависимости от региона, а потери бюджета от невыплаченного акциза могут достигать 22 миллиардов рублей в год. Полный вывод пивного рынка из тени, по данным ведомства, поможет не только значительно увеличить прибыль легальных производителей и налоговые поступления, но и создать до 1,7 тысячи рабочих мест.

Производители, импортеры и продавцы продукции, а также организации общепита участвуют в эксперименте на добровольной основе. На период проведения эксперимента все участники оборота пивной продукции получат специализированное оборудование на безвозмездной основе. На сегодняшний день свое участие в эксперименте уже подтвердили 40 пивоваренных компаний – такие данные приводит оператор маркировки Центр развития перспективных технологий.

В то же время многие пивовары отнеслись к грядущему эксперименту настороженно.

«Маркировка всего и вся – существующий тренд. Цель – не только выявить «серые» и «черные» схемы, но и просто на этом заработать структурам, близким к власти. Декларируют, что марка будет стоить 50 копеек, но молчат про затраты на оборудование для маркировки», – рассказывает контрактный пивовар, основатель пивоварни ID Jons Brewery, пивной блогер и журналист Александр Иджон.

Эксперт уверен, что с учетом скоростей, с которыми работают линии розлива на больших предприятиях, их переоборудование будет стоить сотни тысяч евро. При этом абсолютно не понятно, как переоборудование будет происходить на средних пивоварнях, для которых подобные затраты неподъемны.

«Государство более 10 лет выстраивало систему ЕГАИС для контроля за алкогольными напитками. Либо ЕГАИС неэффективна, и ее надо отменить, либо маркировка дублирует ЕГАИС, и это просто избыточная мера», – считает Иджон.

Декларируя маркировку как защиту от контрафакта и «серого» оборота, защитники этого способа не могут привести никаких данных по рынку, говорит пивовар.

«Контрафакта на рынке пива вообще не существует (никто не подделывает пиво), а «серый» рынок оценивается не более чем в 2 – 5%. Затраты на внедрение маркировки и снижение производства, а, следовательно, снижение поступления акцизов и НДС, будут гораздо больше, чем потери от «серого» пива», – уверен эксперт.

По его мнению, существующие законы и способы контроля дают все возможности для выявления безакцизного пива.

Любые эксперименты в текущих условиях – это серьезный удар по бизнесу, уверена старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика» Ирина Федорова. В разговоре с «Корзинкой», она отметила, что любые изменения процессов, дополнительные инвестиции и неизбежные потери ресурсов, времени и денег будут иметь негативные последствия, и это вызывает беспокойство.

«На наш взгляд, предлагаемый вид маркировки пива принесет убытки всем: и покупателям, и производителям, и самому государству. Из-за нее уменьшатся производственные мощности пивоваров, снизится эффективность их работы, возникнет необходимость в дополнительных инвестициях», – считает Федорова.

В результате вырастет цена пива для конечного потребителя, что приведет к росту нелегального рынка, добавляет эксперт.

«Единственный уместный, на наш взгляд, вид маркировки – маркировка кег, которую можно реализовать без дополнительных серьезных затрат, опираясь на действующую систему прослеживаемости ЕГАИС и на опыт пилотного проекта маркировки акцизными марками, который сегодня реализуется в республике Татарстан. Вполне вероятно, что эта мера действительно поможет обелить рынок, так как основная проблема незаконного оборота сконцентрирована в канале разливного пива», – уверена Федорова.

Тем временем операторы маркировки призывают производителей пива быстрее включаться в эксперимент, ведь это поможет им спокойно подготовиться к обязательной маркировке в будущем.

«Чем раньше участники оборота включаются в эксперимент, тем более спокойно проходит переход на новые бизнес-процессы. Когда начинать, каждый решает сам, главное – быть готовым к дню запуска обязательной маркировки. Опыт других отраслей показывает, что откладывать не стоит», – приводит слова руководителя управления подакцизных товарных групп Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Яна Витрова ТАСС.

Поделиться новостью