Благодарю завистников за верность: Вы здесь, со мной, и, значит, я стираю Из года в год обыденность и серость
Без выходных, обедов, сна не зная.
Благодарю я недругов за правду: Спустили вниз с небес, на ноги встала, Не сбросив крыльев. И за то в награду
Вас прогонять не стану с пьедестала.
Благодарю ошибки за уроки: Я всё учту, учесть придется много! За все слова, что не впустил Он в строки,
За тысячи потерь спасибо Богу.
Благодарю предавших за неверность, Благодарю дождливых за ненастье. Спасибо, Жизнь, за то, что ты — безмерность,
Что впереди так много будет Счастья!
Нынешний год стал юбилейным для молодого воскресенского поэта Марины Якубовской. Свое 25-летие она ознаменовала выходом в свет первого сборника стихов под названием «Смелая». И, несмотря на молодой возраст, уже успела стать победителем областного конкурса молодежного поэтического творчества, лауреатом нескольких литературных премий и автором слов песни, написанной Владимиром Пресняковым-старшим. Сегодня она гость «Куйбышевца», и обо всем подробно расскажет сама.
– Марина, имея бесспорный поэтический дар, Вы окончили Академию народного хозяйства и государственной службы. В каком соотношении находятся теперь в Вашей жизни возвышенное и материальное? – Есть хорошие пословицы: «Кто рано встает – тому Бог подает» и «Талантливый человек талантлив во всем». Поэтому я стараюсь побольше успевать и надеюсь, что природа все-таки наделила меня талантом, а не одним лишь упорством.
Ну а что касается выбора профессии экономиста, я просто перед выпуском из школы была очень послушной дочкой. Родители волновались за меня и не очень хотели, чтобы я шла в творческую профессию. Да я и сама понимала, что надо иметь твердую почву под ногами. Но жизнь длинная, и сейчас не зарекаюсь, что не пойду учиться снова. Теперь я могу себе позволить заняться «возвышенным».
– Где Вы работали после института? – Полгода в московском банке, потом в отделе продаж на предприятии. И, по-видимому, должна признать, что как экономист я не состоялась. В моем возрасте уже добиваются большего. А я все свои силы пускаю несколько в другое русло, и, мне кажется, что не зря.
– Когда проснулась любовь к творчеству и постучались первые стихи?
– В детстве я увлекалась многим. И спасибо маме, что никогда мне в этом не препятствовала. Волейбол, баскетбол, рисование, пение, танцы, вышивка, шитье, вязание… Стихи? Когда стала писать — не помню. Но, как говорят, творческий путь начинается с первой публикации. А она состоялась в 2009 году.
– Это было после победы в районном конкурсе «И просыпается поэзия во мне»?
– Да. Мне было тогда 17 лет. Меня заметил один из активных членов воскресенского литобъединения Сергей Иванович Глебов и уже не давал мне покоя. Он стал моим первым наставником и редактором, вывел в ЛИТО «Радуга» имени И.И. Лажечникова, познакомил с его председателем Леонидом Анфиногеновичем Дудиным, и вот уже много лет ЛИТО – это моя вторая семья.
Вдохновение, конечно, приходит своим путем. Но здесь я впервые получила представление о теоретических основах стихосложения. На наших заседаниях всегда идет обсуждение новых стихов. Собратья по перу и покритикуют, и похвалят. И это очень важно.
– Ваши стихи очень искренни. Каково это выходить к читателю и делиться чем-то очень личным? Был ли порог, который трудно перешагнуть?
– Как ни странно, мне это далось совсем не трудно. Я по своей природе — открытый человек. Могу поговорить с незнакомцем на личные темы, лишь бы он мне это разрешил. Если я вижу перед собой слушателя с открытой душой, могу себе позволить стихи более искренние. На презентации книги «Смелая» один из наших авторов с любовью сказал: «Марина, наверное, о некотором можно было бы и умолчать. Но я верю тебе».
Я читала стихи и о маме, и о сыне, и о любви. Я видела перед собой зрителя, который слушал, сопереживал, смеялся и плакал, и это очень ценно. Считаю, что главный секрет моего успеха – именно искренность. Я мало что скрываю от читателя.
– Не страшно так обнажать душу, ведь поэт – человек без кожи?
– Действительно, порой есть ощущение, словно раздеваешься на публике. Но живой отклик настолько важен, что ради него стоит писать и читать. Люди соскучились по искренности, ее так мало в наше время. Однако грани, за которой теряются приличия, я никогда не перехожу.
– Каково же творческому человеку учиться в экономическом вузе?!
– Я училась хорошо, но мне было трудно. Никогда не забуду первый курс, когда я в два часа ночи выполняла задание по математическому анализу, смотрела на свою золотую медаль, лежащую на столе, плакала и спрашивала себя: «Что толку во всем этом, если я словно заново учусь разговаривать на каком-то непонятном «птичьем» языке!». Но терпение и труд все преодолели. В институте я встретила настоящих друзей и научилась работать, заставлять себя делать то, что не хочешь. Если ты этому не научился – многого не добьешься, даже в творчестве. Ведь за счастливым периодом вдохновенного письма следует период кропотливого редактирования и подготовки к изданию. А это — труд.
– В институте знали, что Вы пишете стихи, или музы тогда молчали?
– Мои музы не молчат никогда! Стихами и спасаешься от рутины.
Были моменты, когда я пыталась писать песни. Я немного играю на гитаре и пробую создать музыкальный фон к стихам.
– Как случилось, что Владимир Пресняков-старший написал песню на Ваши стихи?
– Это было в 2008 году. Я тогда училась в школе, и именно учителя поддержали меня и направили на областной поэтический конкурс, проходивший в городе Железнодорожный. Наверное, в 15 лет человеку ничего не страшно. Я решила участвовать и победила. Стихотворение «Недолюбленный» опубликовали в «Литературной газете», там-то его и увидели Владимир Петрович и певица Марина Смирнова. Они решили сделать песню и позвонили мне.
– Вы не подумали, что Вас разыгрывают?
– Я, конечно, совершенно этого не ожидала, удивилась. Но они были удивлены в еще большей степени и подумали, что это их разыгрывают, когда узнали, что мне 15 лет. Всем казалось, что автору строк «Не допеты слова, недосказаны, сотни нитей еще не развязаны…» должно быть лет 30. А тут девочка пишет о недолюбленном мужчине.
Наконец все убедились в реальности происходящего, в Воскресенск приехал агент Марины Смирновой, мы встретились, поговорили и все оформили по закону. Через какое-то время мне прислали песню. Марина выступала с этой композицией на канале «Ля минор», и включила ее в свой альбом.
Но говорят, что поэт-песенник начинается лишь после третьей песни. Так что, это пока не про меня.
– А откуда появилась тема «недолюбленного»?
– В общем-то, ниоткуда. Я даже и влюблена не была. Просто болела, у меня была высокая температура, какие-то образы витали в голове, но никакой реальной истории не было. Получилось за час. Это стихотворение из разряда тех, что ты не вымучиваешь, а они сами откуда-то льются.
– Нам известно, что Вы еще и создаете одежду. Насколько это серьезно?
– Если считать поэзию моей второй жизнью, то одежда – третья. Шью со школьных времен, у меня и мама большая рукодельница. Я много лет занимаюсь в вокальном коллективе Театр песни «Остров» Елены Бондаревой, мы часто выступаем, и концертное платье, конечно, каждый раз хочется новое — зритель-то запоминает. А новое – дорого. Вот и стала шить сама. Сначала для себя, потом подруги стали просить. Теперь шью и вечерние наряды, и повседневную одежду. Я не профессионал, но есть желание поучиться, чтобы потом, возможно, сделать это увлечение профессией.
– А почему не поэзию?
– Это для души. Но прожить поэзией в наши дни невозможно. Первую книгу я выпустила в подарок к своему 25-летию при поддержке издательства «Серебро слов». Мне очень помогли Сергей Сергеевич Антипов и Денис Викторович Минаев. В сборник вошли не все стихи, лишь те, что я посчитала достойными.
Презентация издания стала таким событием и собрала столько друзей, что теперь я буду долго вспоминать этот праздник! Ну а следующий сборник, возможно, сделаю к 30-летию, когда снова наберется достаточно стихов, за которые не стыдно.
– У Вас есть предпочтение к каким-то темам, или пишите, как дышите?
– Как дышу. Что в данном возрасте волнует, о том и пишу. Несколько лет волновала тема любви, романтики, и родилось много стихов об этом. Вышла замуж – стихи остепенились. Начала писать о семейных ценностях. Меня, конечно, волнует и судьба страны и все, что происходит в мире, но, затрагивая эту непростую тему в своем творчестве, я стараюсь быть осторожной в словах, чтобы никого не ранить. Но не писать об этом не могу, все время помню: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». И рождаются стихи о том, за что важно и нужно бороться.
У меня есть строки, посвященные 9 мая, героиня которых — маленькая девочка, поющая на сцене в парке в День Победы. Увидев среди зрителей единственного ветерана, смахнувшего слезы, она обращается к нему и обещает «Я твой подвиг не забуду!».
Это реальная история, а девочка – я.
Раньше, когда был жив дедушка, мы праздновали этот святой день всей семьей, а теперь его нет, и это тяжело. Но жива бабушка, живы очевидцы тех событий, и их воспоминания надо сохранить. Я прекрасно знаю историю своей семьи военного периода, и фронтовой путь деда. Успела расспросить и записала.
— Наверное, знать историю своей семьи – долг каждого порядочного человека.
– Обязательно. И я думаю, что когда сделаюсь старше и мудрее, буду достойна написать об этом. Всю жизнь писать только о любви, конечно, хорошо, но «поэт в России – больше, чем поэт». И я об этом не забываю.
– Сейчас у Вас счастливая семейная жизнь, маленький сыночек. Творчество не ушло на второй план?
– Семья для меня – самое дорогое, а сын – я даже не представляла, что можно так любить! Но поэзия по-прежнему со мной.
Недавно слушала интервью Дианы Арбениной, в котором она сказала, что если женщина родила ребенка и перестала писать, значит, ей и раньше сказать было особо нечего.
У меня сейчас наоборот пошла какая-то новая творческая волна, и нужно ее ловить, надо находить силы и вставать в четыре утра, чтобы писать, если пришло вдохновенье. Нельзя лениться и сопротивляться тому, что тебе господь дает. Вставай пораньше, и времени хватит на все.
Беседовала Ирина Александрова
Источник: Куйбышевец