Подмосковный гигант: легендарный экскаватор скоро умрет (фото)

18 января 7:20

d091d0b5d0b7-d0bdd0b0d0b7d0b2d0b0d0bdd0b8d18f-2-3

Фосфоритная руда в этих краях была обнаружена в 30-х годах прошлого века. Тогда же и был основан Егорьевский фосфоритный рудник. Развивался он весьма стремительно, производительность росла из года в год. В начале 70-х его объединили с Лопатинским фосфоритным рудником, и на их базе создали Подмосковный горнохимический комбинат.

Горнодобывающее подразделение комбината в свое время было крупнейшим из предприятий этой отрасли в Центральной России. Работы проводились на нескольких карьерах, где в большом количестве использовались самая разнокалиберная техника, и, основное, высокопроизводительные комплексы Bukau. Они обеспечивали добычу породы и, сразу же, ее погрузку в железнодорожные вагоны.

После распада СССР у предприятия начались серьезные проблемы. Резко сократился спрос на продукцию. К тому же для разработки новых карьеров были необходимы новые территории, а правительство давало разрешения весьма неохотно. Оборудование постепенно распродавалось и расходилось. В складывающихся условиях было принято решение организовать в карьере номер 12 добычу кварцевых песков, расположенных на вскрышных породах.

Многие называют подмосковного гиганта абзетцером. Термин этот происходит от немецкого absetzen — отгружать в отвал. Его применяют, говоря о карьерных машинах, предназначенных для снятия вскрышных пород и их перегрузки в отвалы. А немецкий Takraf ERs-710 (произведен в ГДР) — это горнодобывающий комплекс. Правильно будет называть его многоковшовым цепным экскаватором.

Takraf ERs 710 поперечного копания применяется для разработки котлованов, копания каналов, добычи полезных ископаемых с возможностью погрузки в железнодорожные вагоны. Он оснащен 36-ю ковшами, каждый объемом 0,71 куб.м. («710» в названии — это объем одного ковша в литрах). Многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710 имеет замкнутую непрерывную схему хода ковшей. Железнодорожный состав из 12 вагонов он загружает всего за 12 минут.

Основанием экскаватора является ходовая часть и смонтированный на ней огромный конус, нижняя часть которого прикреплена к ходовой части, а на верхнюю надета башня машины.

Ходовая часть исполнена на гусеничном ходу.

Стрела с цепью ковшей — гибкая. Изгиб, который она принимает, определяет оператор исходя из условий добычи. Изгиб стрелы регулируется тросами, на которые подвешены ее звенья.

По словам очевидцев, еще весной 2019 работы в карьере продолжались. Но что-то снова пошло не так… В Интернете появились объявления о продаже Takraf ERs 710 за 40 млн руб. Сейчас работы остановлены, активно разбираются железнодорожные пути. Скоро здесь не будет и самой махины, напоминающей о былом величии СССР…

Takraf ERs 710 работал в паре с еще одним гигантом — шагающим экскаватором НКМЗ ЭШ-11/70.

Конструктивно ЭШ-11/70 — это драглайн, экскаватор с гибким (на тросах) подвесом ковша к стреле. Произведен он был на Новокраматорском Машиностроительном заводе (НКМЗ) в СССР.

Цифры в названии модели ЭШ −11/70 говорят о том, что объем ковша экскаватора составляет 11 кубометров, а длина стрелы — 70 метров. ЭШ-11/70 — полно поворотная электрическая землеройная машина на шагающем ходу с рабочим оборудованием драглайна. Применяется для открытых разработок полезных ископаемых по бестранспортной системе, при строительстве каналов, ирригационных систем и различных гидросооружений. Наибольшая глубина копания составляет 27,5 метров.

Разработка 12-го карьера осуществлялась траншейным методом. Двигаясь вдоль кромки траншеи, ЭШ-11/70 снимал вскрышу, а Takraf ERs-710 добывал кварцевый песок и сразу грузил его в вагоны.

Когда экскаваторы достигали края траншеи, они разворачивались и направлялись по ее кромке назад. При этом Takraf, продолжая добывать песок, расширял траншею. А драглайн, снимая вскрышу, отправлял ее в отвалы у противоположной кромки траншеи.

Затем отвалы выравнивались тяжелым бульдозером и засаживались рядами сосен — все карьеры рекультивировали.

Если вы захотите посмотреть на гиганта, вот несколько советов. Координаты КПП карьера 55.268312, 38.815833. Для поездки лучше выбирать хорошую погоду без осадков. Часть пути будет лежать по относительному бездорожью, которое после дождя автомобили с низким клиренсом вряд ли смогут покорить. У КПП, скорее всего, автомобиль придется оставить, и дальше пройти около двух километров пешком. Так что подберите удобную обувь.

Когда перед поворотом на грунтовку будете ехать по асфальтированной дороге среди стройных рядов высаженных сосен — вспомните, что это значит: здесь когда-то был рабочий карьер, который после выработки бережно вернули в первозданный вид.

Комплекс мероприятий по добыче фосфоритов привел к созданию в этой местности невероятного ландшафта — как будто из фантастических фильмов. Очень красиво.

А вот еще немного фото гигантов.

Поделиться новостью