Новые «Группы смерти» в интернете: «Синие киты» провоцируют детей на самоубийства.
Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара
Сегодня мы все знаем как наши дети зависят от интернета. У практически каждого ребенка есть смартфон, планшет, ноутбук или компьютер. Мы понимаем что это детям нужно в наш век, когда интернет технологии все время меняются. Дети стремятся успеть за разными новшествами а мы, родители, должны успевать за нашими детьми.
Мы обязательно должны успевать за ними т.к. очень часто им нужна наша помощь и поддержка. Сегодня я расскажу об опасности, которая подстерегает наших детей в интернете.
Это все больше похоже на новую страшную эпидемию. Эпидемию, которую разносят соцсети…
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
В соцсетях ВКонтакте и в Инстаграм (он сейчас становится все популярнее — там писать не нужно, чтобы быть замеченным достаточно выставить забавную картинку, только что сделанную смартфоном, а это ведь проще) в конце января — начале февраля стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, и с манящими хештегами «синий кит», «разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом». Хештеги — кто не знает — это ссылки, кликнув на которые можно попасть на нужную страничку в соцсети или в определенное сообщество.
Такие хештеги — уже повод серьезно забеспокоиться. Мы-то, взрослые, помним одно из самых громких расследований прошлого года, когда в соцсетях обнаружились так называемые «Группы смерти». Группы, в которых впечатлительных, переживающих не самые легкие тинейдержские времена, подростков провоцировали на самоубийства. Групп таких оказалось довольно много.
Была даже версия, что именно администратор одной из таких групп «вел» псковских подростков, которые убежали из дома, а потом застрелились из найденного на даче оружия. Произошло это совсем недавно — в ноябре прошлого года. 15-летние Денис и Катя повздорили с родителями, поехали за город на дачу в поселок Струги Красные. А когда их нашла полиция, стали отстреливаться, одновременно транслируя «прикольную картинку» в ВКонтакте. Прямой эфир — это так захватывающе. И переписывались со знакомыми. А потом… Два выстрела, которые сделал Денис. Сначала в Катю, потом в себя.
Власти пытались своими способами бороться с «Группами смерти». Способов таких немного. Закрывать группы. Ну и отлавливать их администраторов. В прошлом году в десяти регионах России полиция нагрянула в квартиры активных участников «Групп». Обыски были проведены у тех, кто действовал под никами (прозвищами) Филипп Море, Мирон Сетх, Хранитель Истины. Администратор нескольких групп Филипп Лис (настоящая фамилия Будейкин) задержан. Он под стражей до сих пор. Казалось бы, волна интереса к «группам смерти» пошла на убыль. Это одно из свойств виртуальной жизни — тут волны накатывают очень быстро, но и теряют свою популярность столь же стремительно.
Но тут кто-то снова решил подбросить полешек в костер. Теперь организовав «пляски на костях» по-другому, через картинки в Инстаграм, манящие в захватывающую игру. Судя по информации в Интернете, в нее сейчас «играют» подростки России, Казахстана, Киргизии, Украины. Как сообщают корреспонденты «Комсомолки», счет игроков, пытавшихся свести счеты с жизнью, идет уже на десятки. Слава богу, совершенных суицидов, где доказано, что произошли они после провокаций в «игре», пока не зарегистрировано. Но это по официальной информации правоохранителей.
Недавно в Красноярске СК возбудил уголовное дело о попытке доведения до самоубийства через «группы смерти» в соцсети. Юле Ч. 13 лет. Она учится в седьмом классе самой обычной школы. Одноклассники — молодцы! — заметили, что девочка странно себе ведет, а на руке у нее появились раны. И рассказали учителю. Спохватились вовремя: школьница действительно вступила в «игру» и даже выполнила первое задание. Когда взрослые стали изучать соцсеть, выяснилось: в эту же группу вступили еще 33 ребенка этой же учебного заведения. И это в одной небольшой школе в одном городе страны…
КАК ПРОИСХОДИТ?
Когда ребенок кликает на «игровой» хештег (ссылку), он попадает в одну из групп. Здесь с ним связывается «куратор». Он-то и дает задания, чтобы вроде бы проверить готов ли подросток «поиграть». Но сначала — переписка. «Куратор» выясняет из какой семьи новый участник, какое у него настроение, выведывает информацию, чтобы составить психологических портрет «игрока». Обычно просят прислать еще и геоданные (координаты места, где находится подросток). Ну а потом на него валятся различные задания — проверка на смелость. Например, самое простое: нарисовать на руке шариковой ручкой кита — как знак приверженности группе. Следующим задание может быть приказ порезать себе руки опасным лезвием. Мол, покажи, что не боишься. Ну а затем…
Если подросток упирается, его можно теперь и припугнуть — мол прийдем к тебе домой и тебе хуже будет. Как узнали адрес? Так ребенок же сам передал «куратору» геоданные!
Зачем все это? «Кураторы» так играют!
БОЙСЯ РОЗОВОГО ПОНИ?
Если вы думаете, что такие игры рассчитаны только на подростков, завсегдатаев соцсетей, то глубоко и жестоко ошибаетесь.
— Одна Мама поставила восьмилетней дочке на планшет развивающую онлайн-игру. Там розовый Пони скачет по полю и дает разные задания, — Маме и в голову не приходило проверить что за задания девочка выполняет. Ну какая опасность может быть от Пони? А как-то планшет лежал на диване, и мама посмотрела задания. И испугалась. «Пони» писала дочке примерно следующее: «Ты же хочешь, чтобы Пони тебя любил? Тогда не говори маме, у нас должны быть с тобой свои секреты». Последним сообщением было: «А ты можешь сама залезть на подоконник?» В общем, мама вовремя планшет прочла. Конечно, игру сразу стерла. Но этой маме да всем сих пор очень страшно. Вы же понимаете — и игрушки для малышей стали опасными!
КТО ВИНОВАТ?
Сначала о тех, кто и зачем устраивает «игры». Психологи составили портрет таких «кураторов». Как и Филипп Лис это социопаты — люди, которые сторонятся реального общения, предпочитают отгородиться от общества. Такие характеры были всегда. Но теперь у них есть возможность компенсировать свои комплексы — социальные сети, где ты можешь быть кем хочешь и реализовывать все свои желания. Не уверен, что цель таких «кураторов» довести ребенка до самоубийства. Но так ведь бодрит возможность манипулировать другим человеком, заставлять его делать то, что тебе хочется, управлять, провоцировать на опасные вещи!
Но есть и оборотная часть этой «медали» — у нас слишком много неприкаянных подростков. Раньше мальчишки-девчонки тусовались во дворах, ходили в спортивные секции и в творческие студии. Сегодня свободное время большинство проводит в обнимку с компьютером или смартфоном. Сидят по домам и беспокоятся только о том, чтобы интернет не пропал.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Недавно на совещании в Совете по правам человека при Президенте России обсуждали ситуацию с детской преступностью. И влияние на эти процессы виртуального мира. Один из выводов Следственного комитета, который расследовал историю с «Группами смерти» — закрывать их в социальных сетях неэффективно. Это как борьба с мифической гидрой — отрубишь одну голову, появятся еще три. И чем активнее будут их «прикрывать», тем более популярными они станут: запретный плод сладок, тем более для подростков. И публикации о страшном зле, таящемся в Инстаграме, лишь делают им дополнительную рекламу.
Никто не спорит — выявлять провокаторов в соцсетях, подталкивающих детей на попытки суицидов надо. Да и статья уголовного кодекса у нас по этому поводу есть.
Но спасти своих детей могут только родители, близкие люди, учителя. Общением, вниманием, пониманием.
— Резкая смена настроения, круга общения, имиджа — уже должны насторожить. Если ребенок засиживается допоздна за компьютером — это повод серьезно тревожится, — объясняют детские психологи. — Важно в подростковом возрасте не потерять контакт с ребенком. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, а не выплескивать незнакомым людям в Сети.
И еще. В детстве нас учили мамы не открывать дверь незнакомцу, не разговаривать на улице с чужими. Сейчас с детского сада детей надо приучать:
— не общайся в Сети с незнакомцами,
— добавляй в друзья в соцсетях только тех, кто знаешь лично,
— не выкладывай откровенных фотографий, предназначенных только для близких людей,
— не сообщай свои геоданные, отключи службы геолокации в приложениях,
— соблюдай приватность в чатах, помни, что твои сообщения может прочесть чужой человек.
Это и только это правила безопасности в Сети.
Материал подготовлен по материалам Марии МИШКИНОЙ, Елены СЕРЕБРОВСКОЙ («КП»-Красноярск), Алины МАКЕЕВОЙ, Дарьи ЛЕХНИЦКОЙ.
Правила общения в соцсетях, которые обезопасят вас и вашего ребенка
Дети — легкая добыча для преступников и извращенцев в интернете
1. Профиль ребенка в соцсети должен быть закрытым, чтобы его смотреть могли только те, кто добавлен в друзья.
Свою добычу в соцсетях ищут и педофилы, и грабители, и другие лихие люди. Распознать их без большого жизненного опыта нереально. Поэтому здесь приходится вводить жесткий тоталитаризм
2. В друзья разрешено добавлять лишь тех, кого ребенок знает в реале.
Одноклассников, знакомых с танцев, симпатичного мальчика из «Б» класса — добавляем. А «сына миллионера Матвея» с пустой анкетой и гламурной фоткой на аватарке — нет.
3. Геотеги на смартфонах нужно отключать.
Нехорошим дядям и тетям лучше не знать, где находится ребенок — в отпуске ли он со всей семьей (а значит, можно свободно выносить нажитое непосильным родительским трудом из дома), на занятиях в музыкальной ли школе (на выходе из которой его можно встретить), или сидит один-одинешенек в квартире (и, значит, его можно запугать и постараться выманить на улицу).
4. Родители — лучшие френды.
Папа или мама обязательно должны значиться в друзьях. Объясните ребенку, что это не для того, чтобы выносить ему потом мозг нотациями «Зачем ты послал Оле эту дурацкую песенку? В твоем возрасте про уроке нужно думать, а не про любовь!». Папа с мамой во френдах — знак для педофила, что ребенок под присмотром. Безнаказанно шалить здесь не получится.
Некоторые папы-мамы, опасаясь дурного влияния на своих сынов и дочерей, заводят себе липовые аккаунты и под видом сверстников добавляются к собственым детям. Это, конечно, в некотором смысле развязывает руки. Можно, например, проверить втихую, как дочь будет реагировать на неприличные предложения от малознакомого парнишки. Но, поверьте, это плохой путь! Во-первых, очень сложно не «проколоться» — не выдать себя, не показать, что знаешь что-то неположенное. Даже если вы обнаружите, что ничего ужасного чадо от вас в соцсети не прячет. Во-вторых, если обстоятельства вынудят раскрыться (или вас вычислит отпрыск), доверию будет нанесен тяжелейший урон. А оно и так между вами с ребенком не слишком крепкое, судя по тому, что вы решили прибегнуть к тайному аккаунту.
5. Не делай, не отправляй друзьям по почте или через мессенджеры фотографий в том виде, в каком ты не появилась бы на публике.
Компьютер и почту не так уж сложно взломать — и твои фото в неприглядном или неприличном виде одним ужасным днем отправятся гулять по сети. А еще злоумышленники могут шантажировать ими: мол, если не принесешь 50 тысяч, разошлем твои фотки всей школе.
Тоже самое — относительно близких и друзей. Сделал смешную карточку, как сестра спит с открытым ртом? Всего лишь отправил ее Лехе? А Леха случайно опубликовал ее в общем доступе. Вам хотелось всего лишь приколоться, а сестра рыдает третьи сутки и стыдится идти в школу…
6. Сделал глупость в сети — признайся родителям.
Лучше неприятное объяснение с семьей, чем попасться на удочку всяких гадов — педофилов, шантажистов, просто любителей устраивать травлю (хейтеров).
В одной семье недавно случился огромный тарабах: 9-летняя дочь игралась с маминым планшетом. Потом мать взяла его и увидела, что девочка не вышла из аккаунта в соцсети. А там — переписка с неким дяденькой. Который напоминал, что у него есть фотка девочки в трусиках. И требовал прислать без трусиков, иначе он опубликует фото в школьной группе и все вокруг узнают о ее стыдном поступке. Родители бегали по потолку, заламывали руки, сгоряча написали дяденьке, что обратятся в полицию. Мужичок взял, и удалил свой аккаунт. А если бы мама не увидела переписку в планшете?
Кстати, то что девочка оставила окрытой в материнском гаджете такую интимную переписку говорит о том, что она, скорее всего, очень хотела родительской помощи в этом вопросе. Но заговорить с родителями не решалась…
7. Не публикуй в соцсетях информации, по которой тебя могут вычислить хейтеры (преследователи, находят кайф в том, чтобы травить объект своей неконтролируемой ненависти — прим. Авт. ). То же самое — в отношении друзей.
В свободном обзоре не должны быть: домашний адрес (в том числе не стоит делать фото на фоне адресных табличек домов), номер телефона, фото документов, на которых можно разглядеть паспортные данные (в том числе и билеты), номерные знаки родительских машин.
8. Не светить на фото и видео дорогие подарки и покупки родителей.
Может быть, и недосчитаешься лайков от виртуальных друзей. Зато меньше шансов, что дорогой смартфон отберут те, кто заприметил его в сети. Да и имущество в квартире будет целее.
9. Договор с родителями — двусторонний.
Ребенок выполняет их требования, но и родители не публикуют фото чада в глупом (как им кажется, умилительном) виде. А также не передают в соцсетях содержание внутренних разговоров без согласия обеих сторон.
Каждый человек имеет право на свою личную жизнь, не афишируемую, домашнюю. Но для разных людей понятия внутренних границ разные. Один готов всю жизнь напоказ выставить. Другой прячется за аватаром, чтобы не публиковать реальное фото. Границы ребенка и родителя могут не совпадать. Поэтому о них нужно договариваться.
10. Пока ребенок маленький и не договороспособный, родителям не стоит публиковать фото и видео, где он в обнаженном, полуобнаженном виде. Или в глупо-нелепом.
Даже если вам кажется: что такого, что голенький — ему всего полгода? Вы не знаете, в чьем компьютере окажется эта фотография по воле сети. И кто и какими глазами на нее будет смотреть. Ну и вообще — а если бы ваша мама опубликовала ваше фото на горшке, вам бы понравилось? Дома в альбоме пусть эту карточку увидят самые близкие. А тысячам посторонних людей эти картинки ни к чему. Даже если плотоядных мыслей не вызывают.
Недавно гремел видеоролик с маленькой девочкой, собиравшейся в Африку от родителей. Вокруг видео диванные эксперты ломали копья. Одни утверждали, что родители демоны во плоти, издеваются над крохой. Другие — что они просто макаренки. Вон, мол, какая развитая девочка, сколько всего знает. Третьи кричали: куда смотрят органы опеки? Родители ради лайков доводят ребенка до слез. А всего лишь, как объяснил потом отец, домашним видео, предназначенным для бабушек-дедушек, одна из бабушек поделилась в сети. Своей подруге хотела показать. Но не ту настройку конфиденциальности выставила. Смешное видео попало в топ, просмотры росли лавинообразно. Родителям не раз и не два пришлось объясняться публично. Осадочек остался весьма неприятный…
11. Установите услугу «Родительский контроль» для фильтрации опасного контента (подробности узнавайте у своего провайдера).
12. Контролируйте, сколько ребенок проводит времени в соцсетях. Не позволяйте засиживаться допоздна.
13. Не стесняйтесь нарушить личное пространство ребенка и интересуйтесь списком друзей, групп и интересных страниц. Следите за фотографиями (даже безобидный кит может быть сигналом для тревоги).
14. Если на теле подростка появились порезы, это повод для серьезного разговора, похода к психологу.
15. Не можете сами найти общий язык с ребенком? Расскажите о детском телефоне доверия 8-800-2000-122 и том, что звонок совершенно бесплатный и конфиденциальный.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
50 групп смерти заблокировали благодаря полицейским уже в этом году.
16 школьниц, вступивших в игру «Синий кит», спасли.
1821 несовершеннолетний по разным причинам совершил самоубийство в 2015 — 2017 годах.
Признаки и профилактика суицидальных рисков
Индикаторы риска подросткового суицида являются теми признаками, которые указывают на суицидальную готовность личности.
Различают: 1. Словесные – видны в рамках бесед: фразы, свидетельствующие о беспомощности, прощание с собственной жизнью, изречения о желании умереть в шуточной форме, амбивалентность оценивания значимых событий или же людей (колебания между любовью и ненавистью); речь становится медленной и маловыразительной; самообвинения.
2. Эмоциональные – внимание на именно на контекст тех посланий, что выражаются в словесной форме вместе с невербальными сообщениями (длительные паузы, плач, с усилием проговариваемые слова, всхлипывания); переживание горя, чувство неудачи, вины, собственной малозначимости; различные страхи опасения; ребенок крайне растерян, а его действия импульсивны.
3. Поведенческие – выражаются в спонтанных поведенческих изменениях без какой-либо веской причины, что отдаляют подростка от значимых для него людей или важной деятельности. Например, поступки, совершенные бездумно и опрометчиво, несущие значительный риск для здоровья и сохранности жизни, наблюдается склонность к употреблению каких-либо наркотических средств и алкоголя. Явное депрессивное состояние, выраженное в плохом эмоциональном самочувствии, острой тоске и заторможенности. Яркими признаками являются расставание с теми вещами, с которыми у подростка уже образовалась определенная связь на психологическом уровне.
В Следкоме Крыма 16 февраля рассказали о предотвращении самоубийства 14-летней школьницы.
В ведомстве уточнили, что следственным отделом по Алуште было возбуждено уголовное производство по факту покушения на доведение до самоубийства 14-летней девочки.
По данным следователей, в период с августа 2016 года до февраля 2017 года школьница в соцсетях вела переписку со своего аккаунта с неустановленными лицами, которые оказывая психологическое давление давали опасные для здоровья «задания».
В Следкоме Крыма также уточнили, что конечной целью таких «заданий» было совершение самоубийства исполнителем.
Однако школьница рассказала этом своей матери.
Следственный комитет РКрым всем родителям РЕКОМЕНДУЕТ: необходимо проверить личную переписку подростков в соцсетях и при необходимости немедленно обратиться на телефонную линию доверия главного следственного управления 69-24-81 или на короткий номер телефона «Ребенок в опасности!»