В последнее время такая мера уголовного пресечения, как домашний арест, приобретает всё большую популярность в правовых системах стран мира. С недавних пор и в современной России начали активно пользоваться этой наработкой.
Историческая справка. В Российской империи в сборке законов «О наказаниях исправительных и уголовных» предусматривался домашний арест. Он был краткосрочным и не превышал полугода, применялся исключительно к дворянам, офицерским чинам и государственным чиновникам разных уровней. Решение о вынесении принимал тот орган, который рассматривал нарушение (дисциплинарная комиссия или уголовный комитет), он же определял условие такого правового явления, как домашний арест. После Октябрьской революции 1917 года эта мера наказания была исключена из правовой системы России. Однако уже в 1923 году домашний арест снова вернулся. Причем в советскую эпоху домашний арест был весьма популярен. Домашний арест был популярной мерой наказания нарушавших закон советских граждан вплоть до 1960 года, когда эта правовая норма была исключена из уголовно-процессуального законодательства. При этом домашний арест мог применяться судом только в тех случаях, когда никто не пострадал. В основном в домашнем заточении в СССР сидели сплетники и клеветники. Начиная с 1960 года, российское общество забыло о домашнем аресте, и это продлилось до 2010 года. В соответствии со статьей 107 УПК РФ домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля». Контроль нахождения подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения домашнего ареста и соблюдения им наложенных судом запретов (ограничений) осуществляется органами исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, а именно уголовно-исполнительной инспекцией в районе места жительства данного лица.
За год по учёту инспекции проходит более 50 человек к которым применялся домашний арест. Для надлежащего осуществления контроля эти органы могут использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства.
В частности, для слежения за ними используется СЭМПЛ (Система электронного мониторинга подконтрольных лиц). Эта разработка, включающая в себя браслет, контрольное устройство и настольный аппарат, похожа на обычный телефон или на пульт от телевизора и позволяет устанавливать слежение за обвиняемым или подозреваемым. Браслет крепится на ногу, и если человек пытается покинуть определённую для исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста зону или снять браслет, сигнал с устройства подается на интерактивную карту в штаб СЭМПЛа. Кроме этого, на каждом из устройств находится экстренная кнопка SOS, с помощью которой обвиняемый или подозреваемый может в любой момент связаться с оператором системы.
Браслет не снимается даже, когда человек моется (по утверждению разработчиков, устройство работает даже на глубине до 5 метров). Снять браслет можно только в случае курса лечения.
Следует также отметить, что свидания подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества, с защитником или законным представителем проходят в месте исполнения этой меры пресечения. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым (в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест) условий исполнения меры пресечения, — контролирующий орган, следователь, дознаватель подаёт ходатайство в суд об изменении меры пресечения на заключение под стражу.
Информация представлена Филиалом по Воскресенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Московской области