
В современной России наиболее устойчивыми являются те проекты, которые сочетают высокие технологии, креативную разработку и производственную экспертизу. Один из самых заметных предпринимателей и общественных деятелей, который всей своей профессиональной деятельностью транслирует положительный пример – Дмитрий Шишкин. Основатель ГК “Портновская мануфактура SHISHKIN”, президент Ассоциации “Рослегпром”, создатель бренда Putin Team Russia – Шишкин выстроил карьеру, в которой дизайнерский талант соединился с управленческими амбициями и государственной повесткой. Рассказываем о биографии и профессиональном пути предпринимателя на родине и на международном уровне.
Ранние годы и образование
Родившийся в Свердловске (Екатеринбург) 25 октября 1987 года, Дмитрий Шишкин еще в школьные годы увлекся историей костюма и начал шить первые вещи для себя и друзей. В 2005 году он окончил МАОУ СОШ № 55 с серебряной медалью и поступил в Уральскую государственную юридическую академию. Юриспруденция казалась рациональным выбором, но параллельно его все больше интересовала мода: уже в 18 лет Шишкин публиковал статьи о мужском костюме в специализированных изданиях.
Два года спустя Дмитрий открыл собственный “Модный дом Шишкин” в центре Екатеринбурга. Здесь создавались коллекции, готовились показы, а первые клиенты заказывали костюмы под индивидуальный пошив. Успех не заставил себя ждать: в 2009 году его мужская линия вышла на подиум Eurasian Fashion Week, а вскоре бренд стал сотрудничать с мультибрендовыми бутиками и интернет-магазинами.
Постепенно молодой дизайнер превратился в предпринимателя. “Модный дом” расширялся, открыл шоурум, запустил сайт и начал работать с корпоративными заказами. Вдохновленный конструктивизмом, Шишкин представил авангардную коллекцию “KONSTRUKTIVIZM”. Тогда же он поступает в аспирантуру УрФУ на кафедру истории искусств: его исследование – “Диалектика эволюции мужского костюма” – формализует то, что он уже делает руками в ателье. В 2013 году Дмитрий Шишкин выполнил первый крупный заказ для Уралвагонзавода. Именно тогда стало ясно: дизайнерский талант может масштабироваться в промышленность.
От ателье к индустрии

2014 год стал переломным. “Модный дом” сменил вывеску и превратился в “Портновскую мануфактуру SHISHKIN”. С этого момента бизнес сделал ставку на индустриальный сегмент. Появились новые предприятия:
- Bespoke Atelier: центр ручного пошива мужской классики.
- Uniform Atelier: инновационная швейная фабрика, производящая продукцию любой сложности.
- MTM Atelier: автоматизированное производство одежды для корпоративных клиентов.
Шишкин начал выстраивать модель, где традиции портновского дела соединялись с технологическим подходом. Его предприятия стали участниками выставки “Иннопром”, а компания закрепилась как один из лидеров в сегменте B2B и B2G. В 2016-м за этой траекторией приходит и профессиональное признание: три “Золотых веретена” (“Творческая коллекция”, “Корпоративная одежда”, “Рабочие профессии в индустрии моды”).
Бизнес-образование: управленческая специализация
Внутри этого рывка Шишкин системно наращивает управленческую компетенцию:
- 2018–2021 – магистратура РАНХиГС (“Стратегическое развитие предприятий легкой промышленности”).
- 2019–2020 – MBA в РАНХиГС (“Стратегическое управление и лидерство”).
- 2019 – программа IMD (Лозанна).
- 2021–2022 – Master in Public Strategy в “Сколково”.
- 2023–2024 – Executive MBA там же.
- 2024 – курсы в CEIBS (Шанхай) и UCT-GSB (Кейптаун).
- А с 2025 года – докторантура РАНХиГС (менеджмент, тема: цифровизация легпрома в концепции эконотроники).
Управленческая “вторичная специализация” объясняет, почему портновская мастерская смогла стать фабричной цифровой экосистемой и при этом остаться дизайнерским брендом.
Цифровая фабрика и выход на международный уровень
2019 год – на карте российского легпрома появляется термин, который еще вчера казался экзотикой: “цифровая швейная фабрика SHISHKIN”. Речь не о красивом слогане: это связка автоматизации, передового отечественного программного обеспечения, многоэтапной системы контроля качества, высоких отраслевых технологий, собственного научно-исследовательского отдела (НИОКР). Официальные репортажи фиксируют: в Екатеринбурге открывается первый “умный” швейный цех, максимально автоматизированный, – и эта модернизация связывается с новой линейкой повседневной одежды, которую позже будут презентовать президенту.
В ту же связку ложится и технологическая верификация: фабрика проходит международный аудит IAF (The International Apparel Federation) – отраслевой оценочный механизм, который подтверждает соответствие глобальным требованиям к производителям одежды. В ряде материалов подчеркивается, что предприятие получило высший рейтинг AA+, доступный менее чем 1% швейных производств в мире.
Putin Team Russia: бренд, который любят миллионы

Параллельно Дмитрий Шишкин запускает бренд Putin Team Russia (PTR). Летом 2019-го экспортная линейка PTR впервые презентуется на ИННОПРОМ; чуть позже – на ISPO в Мюнхене. В 2020 году Дмитрий Шишкин выступил перед Президентом России на совещании по вопросам легкой промышленности, где В. В. Путину было предложено изготовить индивидуальный спортивный комплект одежды и аксессуаров “Putin Team Russia”. Президент дал свое согласие и с этого момента начинается реализация проекта. С конца 2021 года PTR становится не только проектом витрин и выставок, но и розничной сетью: первый магазин открывается в Геленджике и аэропорту Шереметьево. Далее – бренд стремительно масштабируется во все ключевые аэропорты страны. Уже с 2024 Шишкин развивает розницу в крупнейших торговых центрах страны – от Калининграда до Владивостока.
2021–2024 – ускорение: PTR появляется в крупнейших аэропортах и моллах страны, присутствует на EXPO-2020 Dubai, а к середине 2025 года прорабатывает выход за пределы России – Китай, Индия, ОАЭ.
Пандемия как стресс-тест: перенастройка и СИЗ
Пандемийные 2020–2021 годы становятся испытанием, в котором тактическая гибкость позволяет выстоять, загрузить производство и сохранить коллектив. Предприятия перенастраивают оборудование под выпуск масок и защитных костюмов; продукция идет в виде благотворительной помощи больницам и волонтерским центрам, а сама мануфактура консультирует другие фабрики по переходу на СИЗ. Это – редкая для отрасли история о том, как быстрая мобилизация производственных мощностей может позволить бизнесу исполнить важную социальную миссию и, при этом, сохранить весь коллектив и удержать позиции на рынке.
“Рослегпром”, РСПП и Биржа контрактного производства
Институциональная роль Шишкина оформляется так же последовательно, как и производственная. С 2014-го – Союз дизайнеров России; с 2015-го – академик НАИМ. В 2019-м он возглавляет комитет швейной промышленности “Союзлегпром”, а в 2021 году становится президентом Ассоциации “Рослегпром”, объединяющей ключевые союзы производителей одежды, обуви, кожгалантереи, СИЗ и креативную индустрию.
В 2020–2023 годах “Рослегпром” вместе с Правительством Москвы и Московским инновационным кластером запускает Биржу контрактного производства – цифровую площадку, позволяющую малым и средним фабрикам находить заказы, а дизайнерам – локализовывать производство.
2024 год – Дмитрий Шишкин – доверенное лицо Владимира Путина на президентских выборах, а PTR масштабируется в московских и петербургских ТЦ, захватывая центральные локации.
Гуманитарная повестка и форма для фронта
Начиная с 2022 года многие швейные фабрики страны переключились на производство униформы для военнослужащих на СВО. На базе цифровой фабрики SHISHKIN были запущены разработки военной формы с акцентом на эргономику под повышенные нагрузки – фактически перенося решения из спорта и outdoor в армейский контекст.
2020–2025 – регулярные гуманитарные грузы в зону конфликта и Донбасс через волонтерские центры и фонды. Эти инициативы укладываются в логику “социальной ответственности” производственника: когда у тебя есть ресурс и компетенции, ты не можешь оставаться в стороне. Это и есть гражданственность, проявление осознанного патриотизма и неравнодушия.
Награды: когда индустрия отвечает взаимностью
С ростом масштаба растет и набор наград, которые отрасль и государство традиционно вручают “длинным проектам”:
- 2016 – уже упомянутые три “Золотых веретена”.
- 2019 – победа в федеральном конкурсе “ТОП-10 Минпромторга”.
- 2020 – Премия правительства в области качества.
- 2021 – “Знак качества” Роскачества и региональный знак “За заслуги перед Свердловской областью” III степени.
- 2022 – медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени (указ подписан президентом).
- 2024 – Почетная грамота Президента РФ и почетное звание “Почетный работник торговли”.
- 2025 – “Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности”, региональные знаки “За заслуги перед Свердловской областью” (II степень) и “За заслуги в волонтерской деятельности”.
У Шишкина получилось то, что обычно не уживается в одном человеке: дизайнерский почерк, управленческая дисциплина и институциональная работа “над отраслью”. Детское увлечение костюмом превратилось в экосистему – от ручного bespoke до R&D-фабрики, от локальных показов до международной розницы, от журнала моды до ассоциации “Рослегпром”. Можно смело сказать, что Дмитрий Шишкин перевел модный язык в язык “производства”, охватывающий весь цикл: от лекала до снабжения страны.
