Несмотря на жесткие ограничения на продажу алкоголя, введенные в Вологодской области в марте, уровень его потребления на душу населения практически не изменился. Согласно данным Росстата, показатель января составлял 9,56 литра, а в сентябре — 9,65 литра.
Этот факт эксперты считают показательным. «Когда алкоголь можно купить свободно, человек регулирует себя более-менее естественно. Но как только появляется ограничение — запускается примитивная реакция «надо успеть», — пояснил клинический психолог Денис Макаровский. Схожие опасения звучат и в связи с новыми ограничениями на продажу вейпов, которые также были инициированы губернатором Георгием Филимоновым. Специалисты опасаются парадоксального эффекта, когда запрет лишь подстегивает спрос и стимулирует черный рынок.
В то же время губернатор Филимонов неоднократно сообщал об успехах антиалкогольной кампании, ссылаясь на снижение потребления и сокращение смертности. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, однако, подверг эти заявления критике, отметив, что связывать введение полугодовой давности запрета с резким сокращением смертности «некорректно с медицинской точки зрения».
По мнению аналитиков, реальная картина может проясниться в будущем, когда полностью проявятся эффекты накопления и компенсаторного поведения, а также рост теневого рынка, не учитываемый официальной статистикой.
