Молельный камень у Челохово

14 мая 2:09

Молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово Московской области Егорьевского района.

Часовня. Действует.  
Освящена в честьНикиты мученика
Год постройки:между приблизительно 2003 и приблизительно 2003.
Архитектор:А.В.Хлебников , В.Н.Марков.
Адрес:

Московская обл., Егорьевский р-н, д. ЧелоховоКоординаты:55.369497, 38.910747
Проезд:От Егорьевска в сторону Воскресенска 5км до д.Челохово.Часовня и камень находятся в лесу, около 1км на Ю-З от деревни , на другой стороне ручья. Граница с Воскресенским районом.

01-3

02

Часть 1. Финно-угорские корни

Доминирующая историческая версия гласит, что с древнейших времен здесь, в урочище Гвоздна близ деревни Челохово, обитали финно-угорские племена, которые постепенно, начиная с IX-X веков, стали поглощаться славянскими племенами. Сейчас уже трудно точно сказать, насколько мирным было это поглощение: бескровная ассимиляция или военный захват?

Ко времени прихода славян в IX-X веках, финно-угорские племена успели создать богатейшую культуру эпоса, сказаний и легенд, которая и легла в основу более поздней славянской и нынешней русской культуры. Достаточно вспомнить, что почти все русские народные сказки, былины и легенды, – абсолютное большинство древнего русского фольклора было записано этнографами со слов потомков финно-угорских племен в местах их изначального обитания. Так что вся наша нынешняя русская культура уходит корнями в финно-угорскую.

03

Создав богатейшую устную фантазийную культуру, финно-угорские племена на территории урочища Гвоздна близ деревни Челохово не успели создать хоть сколько-нибудь сильного государства. Пришедшие на эти земли славянские племена превосходили финно-угорские и числом, и вооружением, и, самое главное, уровнем организованности – у славян к IX-X векам уже возникало государство во главе с князем, опирающимся на дружину профессиональных ратников. Официальная историческая версия называет поглощение финно-угорских племен славянами мирной колонизацией…

Финно-угорские племена были, разумеется, язычниками. Они поклонялись природным объектам, в том числе, камням. Огромный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ современной деревни Челохово, по всей видимости, тоже являлся объектом поклонения.

04

Забавно, что если бы современные ученые сообщили древним финно-угорским племенам, что этот камень принесли не боги, а ледник с Севера, то это, скорей всего, лишь подтвердило бы верования местного населения: огромная непонятная сила принесла этот валун с их исторической Родины.

Славянские племена, ассимилировавшиеся с финно-угорскими в урочище Гвоздна близ деревни Челохово, тоже на начальном этапе были язычниками. Христианство пришло в эти земли намного позже IX-X веков, и молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово исправно продолжал служить людям, давая им надежду на лучшую жизнь в обмен на нехитрые подношения.

05-3

Часть 2. Покровитель Никита

Прошли века. Сейчас уже трудно сказать, откуда произошло название Гвоздна. Впервые это название упоминается в письменных источниках XIV века, но не факт, что имеется в виду именно та Гвоздна близ деревни Челохово.

Христианизация этих мест происходила в период с XI аж по XVI век – настолько глухими и непроходимыми были эти леса и болота. Одна из исторических версий гласит, что первые христианские миссионеры принесли сюда икону святого великомученика Никиты.

06

Со святым Никитой, как и с названием Гвоздна, тоже много непонятного. И главный вопрос, какой Никита изначально является покровителем этих мест? Потому что не факт, что икона у камня и часовня чуть в стороне посвящены тому самому святому, который покровительствует этим местам изначально. Много путаницы в народе со святыми…

В России традиционно почитают несколько Никит. Первый, кто приходит в голову, это преподобный Никита Столпник. Тот самый, который исцелил князя Михаила Всеволодовича (Черниговского) в Переславле-Залесском в 1186 г. Теоретически первые христианские миссионеры могли принести икону преподобного Никиты Столпника в урочище Гвоздна близ современной деревни Челохово, но это маловероятно. Во-первых, в те стародавние времена преподобный Никита Столпник почитался, в основном в Переславле-Залесском, т.е. был местным святым. Просто потому, что времени со дня смерти Никиты прошло тогда еще недостаточно много. Во-вторых, день памяти Никиты Столпника совершается 6 июня (по новому стилю), а многовековая народная традиция почитает святого Никиту, который охраняет молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово 28 сентября. Так что это какой-то другой Никита.

07

Но есть в православной церковной истории еще два почитаемых Никиты: Никита Готфский и Никита Бесогон.

Канонический православный святой Никита Готфский был представителем племени готфов (восточных германцев) на ранних этапах становления христианства. Никита Готфский принял мученическую смерть за веру (подвергнут пыткам и сожжен заживо) в далеком 372 году. Среди простого народа святой Никита Готфский не был широко известен и почитаем по причине того, что простому русскому человеку было трудно выговорить и запомнить слово Готфский.

Иное дело Никита Бесогон. Яркое слово быстро запомнилось народом и легко прижилось в русской церковной культуре. Этому косвенно способствовала и биография (житие) Никиты Бесогона. Никита стал христианином вопреки воле отца-язычника, проводил эффектные публичные обряды изгнания бесов, крестил тысячи человек, был обожаем народом, но был убит собственным отцом-язычником. Согласитесь, имя и рассказанная история вполне тянут на то, чтобы экзорцист Никита Бесогон стал популярен на уровне «народного бренда». Так и произошло.

Как водится, в дело вмешалась официальная церковь. Неоднозначная фигура экзорциста Никиты вызывала сомнение, и житие Никиты Бесогона было признано апокрифом. А вот Никита Готфский со своей безупречной биографией был канонизирован.

Что делала церковная культура в борьбе с языческой? На дни старых языческих праздников назначались новые церковные, и постепенно христианские праздники вытесняли и заменяли собой древние языческие традиции. Именно такой прием был применен и в этот раз. День памяти канонизированного Никиты Готфского был назначен на день почитания Никиты Бесогона – 28 сентября. Вскоре простой народ перестал различать двух Никит, и воцарился в церковной культуре святой мученик Никита Готфский.

С этой точки зрения, оба Никиты: и Готфский, и Бесогон, – с равной степенью вероятности могли бы охранять молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово. Но есть одна важная деталь…

Традиционно леса и болота Егорьевского района были пристанищем для старообрядцев. Именно старообрядцы продолжали хранить древние народные традиции, почитая ставшим по решению Синода апокрифическим Никиту Бесогона, и отвергая признанным канонически единственным Никиту Готфского. Так что, какая бы икона сейчас ни находилась у молельного камня в урочище Гвоздна близ деревни Челохово, скорей всего, именно Никита Бесогон изначально является покровителем этих мест и почитался местным народом.

08

Часть 3. Обитель мира

И снова шли века… Старообрядческое село Гвоздна, известное в истории по письменным источникам с XIV века, продолжало жить своей жизнью. В 1668 г. (по некоторым данным в 1698 г.), уже после раскола Русской Православной церкви 1666 года, местный крестьянин Сергей Иванов построил здесь деревянную церковь. Старообрядческую, конечно. По преданию, церковь была построена по причине, что в бурные времена раскола Русской Православной церкви икона святого Никиты сначала была утеряна, а потом чудесным образом появилась вновь.

Деревянная церковь в урочище Гвоздна простояла на своем месте около ста лет. В 1770-е хозяин села Демидов (тот самый заводчик!) вывез местных крестьян на свои уральские заводы. К 1792 г. деревянная церковь стала не нужна – в нее просто некому стало ходить: молодые теряли здоровье далеко на уральских заводах Демидова, а старики все вымерли. Деревянную церковь в урочище Гвоздна разобрали и вывезли в Егорьевск на кладбище. Там она и сгорела в 1918 г. в результате всем известных событий.

Однако молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово удивительным образом притягивал к себе и возрождал духовную жизнь этих мест. В конце XIX века владевший этим лесом купец В. Клопов поставил у камня деревянную часовню, обустроил источник, который был назван по имени покровительствующего святого Никитским, построил бревенчатые дома для гостей-паломников. Просто так сделал, не за деньги, а по убеждению, что так правильно…

Крохотный погост в лесах среди болот не сожгли и не загадили. Наоборот здесь поселились и постоянно жили люди, добровольно взявшие на себя заботу о сохранности этого места. Сюда приходили паломники. Несколько раз в год, и особенно 28 сентября в день памяти святого Никиты, сюда, в глухие леса и топкие болота, приходили сотни людей: Богу помолиться, святого Никиту о чем-то попросить, в источнике искупаться.

09

10

Это сейчас молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово украшен ленточками на языческий манер, а тогда на кустах и деревьях висели целиком крестьянские рубахи. Люди приходили к святому Никитскому источнику, купались в нем, надевали новое белье, как символ новой жизни, а старую рубаху оставляли у камня. Также оставляли монеты – в благодарность и с надеждой.

12

13

Этот погост в лесу в урочище Гвоздна близ деревни Челохово люди называли «Обитель мира». Удивительным образом, сюда, забывая религиозные конфликты и человеческие распри, приходили и сторонники церковных реформ патриарха Никона, и раскольники-старообрядцы – молельный камень-мегалит притягивал всех. «Когда идут в «Обитель мира», нет различия в вере. Это место почитается всеми, и каждый – старообрядец и церковный – идут сюда за советом и молитвой. «Обитель мира» всех примиряет, всех утешает», пишет Журнал «Старообрядческая мысль» №12 за 1911 г.

15

Часть 4. Молельный камень

Молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово таит в себе загадку, а именно: единственный это камень, или было несколько таких? Если было несколько, куда подевались остальные?

По версии журнала «Старообрядческая мысль» ледник принес в эти места несколько крупных валунов. Издревле они почитались язычниками – финно-угорскими и славянскими племенами – как священные. В поздние христианские времена эти камни были собраны и заложены в основание храма – как символ победы христианства над язычеством, и как подходящий материал для прочного фундамента.

В 1792 г., когда деревянную церковь, построенную крестьянином Сергеем Ивановым, разобрали и вывезли на кладбище в Егорьевск, каменный фундамент оказался бесхозным. Якобы окрестные крестьяне в поисках заработка разбивали крупные валуны из фундамента бывшей церкви на щебень, грузили на телеги и возили в Егорьевск. Там этот щебень продавали на строительство дорог в Егорьевске.

Эта версия журнала «Старообрядческая мысль» вполне вероятна, т.к. огромный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ современной деревни Челохово имеет форму, вполне подходящую для закладки в фундамент. При некоторой фантазии на нем даже можно представить следы обработки. Так это или нет, мы не знаем.

И еще одна загадка, которая может быть связана с предыдущей. Тяжелый камень-мегалит не уходит в сырую землю, а чудесным образом лежит на поверхности, словно держится духовной силой. Этому может быть два объяснения: религиозное и строительное.

Религиозное объяснение. Это явление неудивительно – столько людских молитв и чаяний сюда было принесено, что странно, что камень-мегалит в урочище Гвоздна до сих пор не воспарил в небо. Еще несколько столетий людских молитв, чаяний и надежд, и, возможно, Чёлоховский молельный камень воспарит в воздух, и тогда, наверное, все наши мечты сбудутся.

Строительное объяснение. Чёлоховский камень, действительно, является частью древнего фундамента храмовой постройки. Время не пощадило фундамент, и сейчас мы не видим даже его следов, но земля здесь уплотнена, под камнем находятся невидимые остатки разрушенного фундамента церкви – вот камень и держится на поверхности земли «чудесной силой».

В советское время история молельного камня в урочище Гвоздна близ деревни Челохово стала неактуальна. Многочисленные разработки карьеров в округе изменили рельеф местности до неузнаваемости и разрушили водоносный слой – святой Никитский источник перестал существовать. И хотя тайные молебны у камня продолжались, реально Обитель мира перестала существовать. Погибло всё: часовня, источник, дома для паломников, но остался камень…

И снова молельный камень-мегалит в урочище Гвоздна близ деревни Челохово удивительным образом притянул к себе духовную жизнь этих мест. В 2001 г. здесь построили деревянную часовню, крытую деревянными пластинками из осины – лемехом. Край крыши украшен традиционной резьбой – «утиными лапками». Сюда снова приходят люди, особенно много 28 сентября.

16

17

Камни-мегалиты напоминают нам мужественных воинов. Если остался хотя бы один священный камень, он борется…

18

19

Источники:
Взаимоотношения славян и финно-угорских племен
Шушмор
Преподобный Никита Столпник
История для ключника
Святой Никита Бесогон
Какой Никита бесогонит?
Журнал «Старообрядческая мысль» №12 за 1911 г.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Поделиться новостью