Депутат г.о. Воскресенск об реорганизации образовательных организаций города.

14 мая 2:23

w_p-0hlhxqm 1-dsc_7094 фото: https://vk.com/id216572630

СОКРАТИТЬ? ОБЪЕДИНИТЬ? УЛУЧШИТЬ?Уважаемые родители, воскресенцы!Сегодня все чаще и чаще мы слышим слова «оптимизация», «реорганизация», «реформирование»… К счастью или к сожалению, не обходят эти слова и Воскресенск. Чтобы сделать наши последующие рассуждения предельно понятными я предлагаю для оценки всех преобразований применять одно лишь слово — УЛУЧШЕНИЕ. Тогда сразу нам всем станет ясно, что мы, депутаты, сотрудники администрации округа и его жители в конечном итоге делаем и что перед собой видим.Итак, перед нами реорганизация образовательных организаций городского округа Воскресенск в 2020 году в форме присоединения. Стоит ли её проводить — предлагается спросить у граждан. Согласны мы, жители, с этим УЛУЧШЕНИЕМ или нет.Вот лично я ни как житель, ни как депутат Совета ответить на этот вопрос не могу. Пока у меня нет практически никаких данных для ответа на этот судьбоносный как для педагогов и воспитателей, так и для детей и их родителей вопрос.Для Совета депутатов была предложена табличная форма для ознакомления с преимуществами и недостатками образовательных учреждений (детских садов и школ): но кроме количественных показателей, количества штатных единиц и обучающимся в ней ничего существенного для понимания грядущей реорганизации извлечь было невозможно. А вот вопросов появилось великое множество.А теперь давайте разберемся с «параллельными мирами» в сегменте учреждений муниципального образования. Сокращая персонал, а порой и расформировывая школы и детские сады, за какие УЛУЧШЕНИЯ мы боремся?Количество молодежи – это маркер, показывающий развитие территории. И всем без исключения необходимо комплексно подходить к решению этих вопросов. Создание условий для проживания, бизнеса, досуга являются основными задачами работы администрации. Итак, с какой целью взят курс именно на объединение детских садов и школ? На этот вопрос должен быть обоснованный, взвешенный ответ!В объединении детсадов со школами соединяются два фактора – экономический и социальный. Объединение образовательных организаций и их перевод на подушевую систему финансирования совпадает с указами Президента РФ о повышении зарплаты бюджетникам до средних областных показателей. В частности, уровень месячного дохода воспитателя в воскресенских дошкольных учреждениях, согласно майским указам, подписанным Владимиром Путиным еще в 2012 году, должен был дорасти до средней заработной платы в сфере общего образования в Московской области.Такая непростая головоломка для чиновников от Управления образования затмевает социальную составляющую создания новых образовательных комплексов: как в условиях оптимизации педагогического штата и совмещения обязанностей в рамках одной ставки продолжить предоставлять качественные образовательные услуги школьникам и дошкольникам? Что получат дошкольные учреждения в финансовом плане после присоединения к школам? Ответ очевиден. Детские сады, попавшие под «коллективизацию», перестанут быть самостоятельными. Бюджет детсада станет вкладом в общую копилку образовательного комплекса. И так как рейтинг объединенного учреждения в первую очередь зависит от школьных показателей, именно развитие школы будет приоритетным для директора.Теперь обратим внимание на директоров. Почему происходит объединение ПОД директоров школ? Каковы критерии этих назначений? Изучался ли опыт других регионов? К сожалению, ответов мы не слышим. А ведь практика создания подобных комплексов в России показывает, что у топ-менеджеров такого объединенного коллектива отсутствует опыт управления подобными организациями. Планов развития этих новых комплексов нам, депутатам, никто не предоставил. А представленная таблица объединения оказалась, на мой взгляд, абсолютно непрозрачной и предельно субъективной.Как, например, логически можно объяснить, что Учреждение, находящееся на более высокой позиции рейтинга присоединяется к учреждению находящемуся в так называемой «красной зоне»?

w_p-0hlhxqm

Какой смысл соединять учреждения, «размазанные» по всей территории района, расположенные настолько далеко друг от друга, что непонятно как всё это будет управляться? У нас в районе одна из реорганизуемых школ подвергается этой процедуре уже третий раз за 12 лет! Это Воскресенская кадетская школа. Может ли Управление образования предоставить результаты оценки эффективности принятых в 2009 и 2014 году решений? Неужели отрицательный опыт реорганизации по такому принципу Воскресенской кадетской школы ничему не научил? В 2009 году была осуществлена реорганизация Барановской и Леоновской школы путём их присоединения. Кто-нибудь оценил эффективность этого объединения?А ведь реорганизация прошла как то странно, большая часть детей стала учиться в 99 школе, просто из-за того, что добираться в Конобеево учащимся оказалось удобнее. А сами педагоги при этом были приняты на работу в Барановскую школу, что привело к снижению нагрузки учителей, работавших в Барановской школе, а соответственно, и к снижению уровня заработной платы. Кроме того, учителя, работавшие в Леоновской школе стали вынуждены добираться на работу на общественном транспорте. Школа вообще просто оказалась закрыта. Что теперь с этим зданием, не совсем понятно. Так в чём эффективность? Просто в том, что на одну школу в районе стало меньше и не надо тратиться на содержание здания? Тогда это не педагогическая идея, а в первую очередь – экономическая. Значит надо честно говорить жителям, что система образования Воскресенска в целом неэффективна, поэтому мы вынуждены идти на такие шаги.Мы уж не говорим про оценку эффективности реорганизации кадетской школы и школы интерната, проведённой в 2014 году. В свое время и директор ВКШ в селе Барановское и директор школы-интерната (микрорайон Цемгигант), на тот момент Ирма Тамазовна Письменная, выступали против этой реорганизации, говоря именно о неэффективности такого решения. Наиболее оптимальным им виделся вариант присоединения Школы-интерната к Лицею № 6 в том же микрорайоне, что позволило бы уже тогда решить проблему второй смены в Лицее и вывести, например, начальную школу в отдельное здание. Но тогдашнее руководство района видело в этом объединении иные цели, что и привело к кризису ВКШ. И учителя, которые вынуждены были теперь добираться на работу на электричке, перестали получать сельские надбавки, так как работали теперь в черте города. И дети, которым пришлось ездить на учебу из села Барановское на Гигант, добираясь сначала на автобусе до станции Конобеево, а потом на электричке. За два года начала кадетского образования в Барановской школе контингент увеличился почти в три раза, а после реорганизации школа в Барановском опять стала не эффективной.Как вы думаете каков будет ответ педагогического коллектива, детей, их родителей если тогда бы им задали вопрос о случившихся с ними УЛУЧШЕНИЯХ?И сегодня, участвуя в опросе, которое будет проводить управление образования городского округа, самое главное для нас с вами самим ответить на вопрос: влияет ли объединение образовательных учреждений на развитие подрастающего поколения с точки зрения именно УЛУЧШЕНИЯ?Реально оценить социальные результаты слияния школ с детскими садами сложней, чем экономические. Этот показатель в большей степени зависит от руководителя и педагогов конкретного заведения. В предложенных нам «лозунгах» говорится, что одним из главных плюсов предлагаемой реорганизации станет преемственность между дошкольным и школьным образованием. То есть на данный момент сложившаяся сеть образовательных учреждений Воскресенского района не обеспечивает этой самой преемственности? Что же мешает сейчас педагогам школы вести работу по преемственности с дошкольными учреждениями?Интересно, когда наше Управление образования готовило проект реорганизации изучало отчёт Счетной палаты РФ по итогам первого года реорганизации образовательных учреждений, который наглядно продемонстрировал, что расходы на содержание объединенных комплексов не уменьшились, а выросли?Представители Счетной палаты, убедившись в спорной экономической выгоде данной федеральной программы, поставили под вопрос целесообразность формирования подобных комплексов. В отчете сотрудники ведомства указали, что «не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций». Более того, «ни один регион не обеспечил достижение 100 % значений показателей, установленных соглашениями».Возвращаюсь к табличке, которая нам должна была обосновать присоединение. В ней показан регресс некоторых школ по результатам успеваемости учащихся, который наблюдался аж с 2017 года. Где управление образования было все это время? Какие меры предпринимались? Ответ, к сожалению, очевиден. На вопрос, готовы ли сегодня специалисты Управления образования к новым реформам, мне ответить крайне сложно.А вот чему совершенно точно стоит уделить внимание, это, конечно, труду педагога, его мотивации на достижение учениками высоких результатов. Понятно, что любая образовательная организация, любой преподаватель могут подать документы на получение разнообразных грантов как на уровне Президента, так и на уровне Губернатора. А вот грантов городского округа Воскресенск сегодня нет. У нас была стипендия главы района для учащихся, а нужно разработать и систему грантов для педагогов и педагогических коллективов. Чтобы повысить оплату труда наших учителей, необходимо ориентировать всю систему на их личный вклад в достижение учениками высоких результатов (построение системы оплаты труда, основанной на нагрузке преподавателя и результатах учеников).Но вместо этого нам всем предлагают задуматься о реорганизации системы образования округа. А вопросов у нас пока больше, чем ответов. Как подходят в управлении образования к мотивации учителя при такой реорганизации? Так как сегодня у нас финансирование учреждений образования подушевое, то с экономической точки зрения будет выгодным объединить школы и детские сады для большего количества детей в сумме в одном учреждении. Иными словами, если в школе было всего пятьдесят человек, а непосредственно у учителя иностранного языка занимался неполный класс, то учитель добирает детей в другой школе. Но есть вопрос, как? Он едет в другую школу или дети едут к нему? Напомню, что расстояние у нас между деревнями неблизкое и как этот момент учитывается — очередной вопрос. Мало того, у комплекса будет один директор, которому предстоит управлять всем. На множество судьбоносных вопросов слышим ответы только в плоскости высвобождения дополнительных денежных средств. Только вот кому пойдут на пользу эти шаги к УЛУЧШЕНИЮ?

И опять к практической составляющей. Каким образом наше Управление образования сможет замерить перечисленное выше? Какими методами будет повышаться уровень мотивированной составляющей педагогов? Что значит готовность качественно выполнять свои профессиональные обязанности? Какого результата по заработной плате считают необходимым достичь сотрудники аппарата управления образования? Экономический или социальный эффект от реорганизации ставят они в приоритет?

/Информация: Алексей Моргунов/

Поделиться новостью